Угроза "Газпрома" отключить газ Украине - это один из ежегодных ритуалов в жизни Европы, типа возвращения аистов с зимовки, иронизирует обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум. По ее словам, уверения российской стороны о чисто коммерческой природе спора в нынешнем году звучат на редкость фальшиво.
Почему же в действительности Россия столь надолго перекрыла поставки? Эпплбаум перечисляет несколько гипотез: российское руководство рассчитывало, что Украина не сможет погасить свой газовый долг, или хотело припугнуть Европу, или отвлечь россиян от грядущего финансово-экономического краха. Однако главное во всей этой истории - отсутствие единой политики ЕС в энергетической сфере и по отношению к России, считает обозреватель.
"Газпром" до сих пор заключает контракты с европейскими газовыми концернами поодиночке, а Путин проводит политику "разделяй и властвуй", предоставляя особые условия Италии, подкупая политиков в Германии и перекрывая газ Украине", - подчеркивает журналистка. По ее мнению, тактика сработала: в нынешнем году Брюссель особо не обеспокоило отключение света в детсадах Болгарии.
Вместо создания действительно надежной системы газоснабжения большинство европейских государств довольствуются импровизированными мерами предосторожности, утверждает автор. Они ведут себя так, словно полностью зависят от "Газпрома", хотя на деле российская сторона не менее нуждается в доходах от сбыта газа. Когда, наконец, Европа очнется? - вопрошает Эпплбаум напоследок.
|