Главная » 2019 » Февраль » 24 » Кому менять политику
12:41
Кому менять политику
В минувший вторник в Москве прошли сразу два заседания на уровне глав государств - Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и Высшего евразийского экономического совета. Их состав был практически одинаков. В первом участвовали президенты России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана. Во втором не принимал участия Таджикистан. Приняты многочисленные решения, сделаны заявления. Но основным, хотя и официально не объявленным, вопросом был, конечно, украинский вопрос. Об этом свидетельствует последовательность предшествовавших московским заседаниям событий с участием президентов Казахстана и Белоруссии.
 
6 декабря президент Франции Олланд после официального визита в Казахстан останавливался на обратном пути в Москве и имел в аэропорту двухчасовую беседу с Путиным по вопросам украинского урегулирования. Считается, что к этой встрече Путина склонил Назарбаев.
 
Накануне московских саммитов Киев посетили президенты Белоруссии и Казахстана. В частности, Лукашенко в воскресенье пообещал украинскому президенту Порошенко выполнить любую его просьбу в течение суток. Он выразил также удовлетворение состоянием белорусско-украинских торговых отношений, и особенно тем, что все контракты стопроцентно оплачены украинской стороной. Президенты договорились и о том, что в Белоруссии будет транслироваться украинский Первый канал. На следующий день приехал Назарбаев и пообещал Украине, не желающей закупать уголь ни в Донбассе, ни в России, поставки экибастузского угля. Тем же вечером Назарбаев приехал в Москву и встретился с Путиным.
 
Таковы публично озвученные результаты контактов Лукашенко и Назарбаева с Порошенко и Путиным. Разумеется, бОльшая их часть осталась за кадром, но тем не менее об общей их направленности можно судить с достаточной уверенностью. Скорее всего, дипломатические усилия обоих лидеров направлены на то, чтобы помочь Путину относительно безболезненно выйти из ситуации с Украиной, то есть "слить" ЛНР и ДНР, не теряя при этом в народе образа радетеля Русского мира. "Без утраты образа" - в этом главная сложность. Мол, сделал он это не по собственной инициативе, а "по многочисленным просьбам трудящихся", то есть партнеров по ОДКБ и Евразийскому экономическому союзу.
 
Упрекать президентов трудно - в конце концов, они отстаивают экономические интересы своих государств, которым присягали на Конституции. А альтернативные решения - типа экономически отгородиться от России или уговорить Путина уйти в отставку - абсолютно нереалистичны по вполне понятным объективным и субъективным причинам. Здесь бремя решений ложится уже не на них, а на российский народ. Цели же у Лукашенко и Назарбаева совершенно прагматичные - добиться от Путина уступок по Украине и в итоге если не снятия, то хотя бы смягчения западных экономических санкций против России, ибо они рикошетом бьют по ее партнерам по Таможенному союзу.
 
Особенно больно они бьют по Белоруссии, более половины внешнеторгового оборота которой приходится на страны ТС, преобразуемого в ЕАЭС (у Казахстана соответствующий показатель 18,4%, у России - 7,5%). Причем товарооборот устроен так хитро, что если за российские нефть и газ Белоруссия платит долларами, то Россия платит за белорусский импорт своими обесценивающимися рублями. В результате из-за девальвации российского рубля Белоруссия потеряла на экспорте в Россию около $740 млн долларов, хотя в физическом выражении поставки практически не изменились. Поэтому Лукашенко поставил задачу не молиться на Россию, а торговать с ней не за рубли, а за доллары. Договоренность об этом вроде бы уже достигнута, хотя с российской стороны подтверждения тому пока нет. Кроме того, Белоруссия постоянно сталкивается с торговыми рогатками с российской стороны. Как откровенно заявил Лукашенко на итоговой пресс-конференции, "до сих пор нерешенным остается вопрос свободного движения товаров, которого в полном объеме как не было, так и нет".
 
В свете таких фактов неудивительно, что темпы роста товарооборота взаимной торговли членов ЕАЭС начали сокращаться и переходить в область отрицательных значений - 2010 год: +29,1%; 2011 год: +33,9%; 2012 год: +7,5%; 2013 год: - 5,5%; 2014 год: - 10,7%.
 
Для того чтобы наглядно проиллюстрировать суть происходящего, рассмотрим график ослабления национальных валют стран Таможенного союза по отношению к доллару в течение последнего года. Изменение курса белорусского рубля показано верхней зеленой линией, казахстанского тенге - голубой, российского рубля - красной. Для сопоставления оранжевой кривой показан курс украинской гривны.
 
Вообще говоря, сегодня в мире происходит ослабление практически всех национальных валют к доллару США. Но что касается стран ЕАЭС, здесь картина получается особенно яркая и весьма поучительная в двух аспектах.
 
Во-первых, российский рубль ослабел относительно белорусского рубля и тенге примерно на 30 процентов. А по отношению к гривне, над которой все издевались, предрекая ей окончательный крах, наш рубль в своем стремительном падении гривну не только догнал, но и на некоторое время перегнал, и лишь в последние дни немножко отыграл назад. Падение гривны легко объяснимо - смена политического режима и гражданская война никогда не проходят без тяжелых последствий для национальной валюты. Ну а с российским рублем что случилось?
 
Во-вторых, и это главное, на графике четко видны особенности валютной политики четырех стран. Точнее говоря, внятная валютная политика, государственное вмешательство в финансовую стихию есть у Белоруссии, Казахстана и Украины, а у России его нет. Белоруссия держит неизбежное в современной мировой экономической обстановке снижение своего рубля под жестким контролем, не допуская скачков. Казахстан в предвидении непростых времен одномоментно девальвировал тенге в феврале и с тех пор держит курс своей валюты на постоянном уровне с колебаниями на уровне статистической погрешности. Начиная со второй декады декабря видно более серьезное "дрожание" обоих курсов, связанное, несомненно, с приключениями российского рубля, но ситуация все равно удерживается под контролем.
 
Формы контроля применены разные. В Казахстане президент Назарбаев выступил с проектом "Путь в будущее". Проект предусматривает пересмотр параметров бюджета и дополнительное выделение из Национального фонда до 3 миллиардов долларов ежегодно для поддержки экономического роста и занятости, оздоровления банковского сектора и выкупа "плохих" кредитов, льготного кредитования малого и среднего бизнеса и крупного предпринимательства, а также для развития транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. В Белоруссии, где среди населения начиналась валютная паника на манер российской, президент Лукашенко вынужден был поступить более жестко. Временно, до 1 февраля будущего года, введен тридцатипроцентный сбор в госбюджет на покупку иностранной валюты, норма обязательной продажи поступающей в страну валютной выручки увеличена с 30 до 50 процентов, введен мораторий на повышение цен на потребительские товары и повышение тарифов и т.д. Жестко, но эффективно. Дабы не быть обвиненным в некритическом использовании "лживой" официальной статистики, я специально использовал при составлении этого графика данные не национальных Центробанков, а международного рынка межбанковского обмена валюты "Форекс", которому наплевать на все официозы.
 
На Украине также четко просматриваются действия финансовых властей. Гривна в общем и целом падает, но, заметьте, падает скачкообразно. На каждое падение следует реакция, заставляющая валютный курс подняться и на некоторое время стабилизироваться. Первая стабилизация продлилась три месяца, вторая - два, и третья длится также уже около двух месяцев. И только у России никакой валютной политики, ни малейших осмысленных действий финансового регулятора (Центрального банка во главе с Набиуллиной) не просматривается. Курс рубля просто рабски следует за ценой нефти. Путин так и говорит: мировая экономика восстановится (хотя она и не падала), нефтяные цены повысятся, и все будет хорошо.
 
Впрочем, это тоже политика - политика свершившихся фактов. Но факты эти играют и против России, и против ее провозглашаемых на словах интеграционных проектов. В самом деле, что это за "общий рынок", одна из валют которого скачет без руля и без ветрил? Чтобы хоть как-то выправить положение, приходится волей-неволей переходить на взаимные расчеты в проклятых американских долларах. То есть превращаться фактически в финансовую колонию США. Это что, венец интеграционных усилий? Так будет продолжаться и впредь - до тех пор, пока экономическая политика членов ЕАЭС будет столь контрастно разной. Стало быть, для настоящей интеграции кому-то нужно менять свою политику. Кому же?
 
Александр ФРОЛОВ
Просмотров: 237 | Добавил: maitutous1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz